В 2012 году челябинцы обращались в поликлинику ОКБ № 3 более 600 000 раз
Как только возникают проблемы со здоровьем, мы направляемся прежде всего к врачам первичного звена. Своевременное выявление заболевания, правильный диагноз, грамотно назначенное лечение – это залог выздоровления пациента, предупреждения рецидивов. Поэтому поликлиническому звену руководством Областной клинической больницы № 3 уделяется особое внимание.
Сегодня поликлиника представляет собой мощное специализированное лечебно-профилактическое учреждение. Она рассчитана на 875 посещений в смену, а на прикрепленной к ней территории проживает более 85 000 человек! Это одно из самых крупных медицинских учреждений такого рода в Челябинской области. Кроме основного корпуса в медгородке на проспекте Победы, у поликлиники есть два филиала – на улицах Чичерина и Университетской набережной.
С 2013 года поликлиника работает в новых экономических условиях. Теперь учреждение получает средства не за каждый пролеченный случай, а пропорционально прикрепленному населению. Это так называемый подушевой норматив финансирования амбулаторно-поликлинической помощи. Предполагается, что это должно стимулировать учреждения на оказание качественной медицинской помощи, чтобы удержать своего пациента. Пока какие-то выводы о достоинствах или недостатках новой системы сделать невозможно – прошел только месяц. В любом случае большая поликлиника с полным набором узких специалистов, хорошей диагностической базой, дневным стационаром будет иметь преимущества.
– Только за январь 2013 года к нашей поликлинике по заявлению выбора медицинской организации прикрепилось 1700 человек, а это норма одного территориального участка, – рассказывает заместитель главного врача ОКБ № 3 по поликлинике Наталья Михалькова. – Очень много людей, которые прописаны не на нашей территории, но желают получить медицинскую помощь в нашем лечебном учреждении.
Сейчас порядок прикрепления выглядит так: пациент оформляет заявление, но рассматривает его не заведующий отделением и не главврач поликлиники, а тот участковый терапевт или врач общей практики, который будет лечить больного. После беседы с врачом пациента впишут в паспорт врачебного участка. Заявление отправляется в регистратуру; из больницы, где пациент обслуживался раньше, его вычеркивают. Таким образом, оформление документов проводится без участия гражданина.
– Мы никому не отказываем, – продолжает Наталья Владимировна, – но увеличение числа пациентов упирается в кадровый потенциал. К сожалению, нам очень не хватает участковых терапевтов и врачей общей практики, некоторым приходится трудиться на двух-трех участках. А это работа очень сложная. Врач в одиночку должен принять ответственное решение: требуется ли госпитализация больного или он может оставаться на домашнем лечении? Нам приходится пробиваться через закрытые подъездные двери; бывает, врача вызывают люди, которые в это время занимаются домашними делами, а в это время, возможно, медицинскую помощь очень ждет человек, которому действительно она необходима.
Надеемся, что пациенты отметили, что поликлиника с каждый годом хорошеет. Отремонтирован дневной стационар – он стал одним из лучших в Челябинске. Теперь мужчины и женщины лежат по разным палатам, и пациентам это очень понравилось. Сделана и палата повышенной комфортности на одну койку. В палате есть отдельный туалет и душ, все медицинские процедуры проходят «без посторонних глаз», в уютной обстановке.
– Администрация больницы придерживается той позиции, что нужно создать комфортные условия для пребывания пациентов в поликлинике, – рассказывает Наталья Михалькова. – Пытаемся сделать все возможное: в прошлом году отремонтировали коридоры второго и третьего этажей, поставили в холле телевизор, в 2013-м году планируем провести ремонт в кабинетах врачей, установить евроокна в «режимных» помещениях – перевязочных, процедурных – так как они требуют особой обработки. Приобретен новый рентгендиагностический аппарат на два рабочих места, в ближайшее время начнется его установка.
Закуплено и новое оборудование. В операционной появились бактерицидные камеры, которые могут работать в присутствии людей, а самое главное – новый операционный и перевязочный столы. Среди других приобретений – спироанализатор, прибор, позволяющий исследовать функции внешнего дыхания. Его показания сразу анализирует компьютерная программа, избавляя врача функциональной диагностики от утомительной расшифровки. В физиотерапевтическом кабинете появилось новое оборудование для магнитотерапии, незаменимой при лечении заболеваний вен нижних конечностей.
Дополнительные компьютеры куплены в регистратуре. Кстати, челябинцы все чаще начинают пользоваться интернет-записью к врачу. Если вдруг прием отменен, то пациента известят об этом по электронной почте и предложат перезаписаться. Единый многоканальный телефон также упростил процедуру вызова врача на дом и записи на прием.
Сейчас в поликлинике работают 116 врачей, четверо из них – кандидаты медицинских наук.
– У нас слаженный, очень опытный и высокопрофессиональный коллектив, – с гордостью говорит Наталья Владимировна. – Все настроены на помощь пациенту. Каждую жалобу тщательно разбираем, хотя среди них много таких, которые можно было бы решить без письменных разбирательств, просто придя ко мне. Когда наш эндокринолог Ирина Шувалова была признана лучшим врачом страны в своей номинации, это стало большой радостью. Она занимается образовательными программами по сахарному диабету, что не только повышает продолжительность жизни пациентов, но и улучшает ее качество.
К сожалению, молодыми специалистами поликлиника уже давно не пополнялась. Вчерашние выпускники не хотят работать по профессии в поликлинике, и дело не только в заработной плате: ушло то глубокое уважение к труду медика, которое было характерно для наших сограждан еще несколько десятилетий назад. «Ты должен, ты обязан, ты давал клятву Гиппократа» – с таким настроем заходят пациенты в кабинет.
– Ушло моральное удовлетворение от профессии, – сетует моя собеседница. – А ведь самое большое удовлетворение от своей работы врач испытывает, когда человек выздоравливает, когда он приходит на прием и говорит: «Доктор, мне стало лучше!» Очень важно взаимное уважение врача и пациента при решении проблем со здоровьем.